Что такое кулиса в автомобиле
Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна?
Наверное, не все новички-водители знают, что такое кулиса в автомобиле и где она вообще находится? Обычно на водительских курсах изучают строение авто, однако, не у всех до таких подробных знаний, как говорится, «руки доходят». А потом задаются вопросы: что, зачем, почему? Особенно, если возникают проблемы со втыканием и переключением скоростей на механической коробке передач. И тогда уж все вспоминают кулису.
Собственно, правильно по техническому она называется тяга привода управления коробки передач. И ее, оказывается, можно регулировать и менять!
Что такое кулиса в автомобиле? Некоторые думают, что это сам рычаг переключателя скорости, и находится он между водительским и пассажирским сидениями (такое можно прочитать в интернете, в самых популярных ответах на поставленный вопрос). Но это не совсем так. Кулиса МКПП – это многосоставной механизм, основное предназначение которого связывать рычаг для переключения передачи и деталь (шток), подводящую к коробке.
Содержание
Несмотря на довольно высокий запас прочности (у некоторых моделей – свыше 100.000 км. пробегу), элементы кулисы иногда начинают изнашиваться, приводя автовладельца к множественным проблемам. Происходит это, как правило, из-за попадания в механическую систему воды, пыли и грязи, ухудшения или отсутствия должного количества смазочных веществ, по некоторым другим причинам.
Краткий обзор устройства механизма
Во многом само устройство механизма кулисы зависит от марки и модели машины. Это происходит потому, что различные заводы-производители склонны применять разные, стремящиеся к оригинальности, типы устройства МКПП.
В связи с этим, можно рассматривать только некоторый усредненный и обобщенный, ориентировочный вариант данного устройства. Но для большинства авто это будет: рычаг КПП, тяга передач, вилка, палец вилки, сальник вилки фиксатор. Есть еще и пружина, корпус и трос переключения, условно входящие в механизм. А все вместе данные запчасти отвечают за переключения скоростей в запланированных изготовителями коробки передач положениях.
Признаки неисправности механизма
Как уже было сказано, в подавляющем большинстве марок машин конструкция эта довольно надежная, не требующая частого ремонта и замен частей. Исключение составляют авто, изначально отличающиеся низким качеством сборок (с такими может всякое случиться). Но и на качественных импортных авто случаются огрехи, особенно если оно «в летах» и с колоссальным пробегом.
Какие же признаки, что кулиса вашего автомобиля уже дает сбой? Как правило, они очевидны и в особых комментариях не нуждаются. Но все-таки, попробуем перечислить основные:
- увеличился люфт ручки (рычага), что переключает передачи;
- возникли проблемы с самим переключением передачи с одной на другую (или например она хрустит при переключении);
- скорости переключаются непомерно тугим образом;
- вместо одной передачи включается другая; из пяти, например, передач возможно включить только несколько, остальные просто не работают.
По поводу возникающего люфта: конечно, он никоим образом, на первых порах, не влияет ни на скорость езды, ни на работу МКПП. Наверное, поэтому некоторые водители не придают этому должного значения: мол, пока ездит – и пускай, зачем разбирать и регулировать? Но так ездить долго нельзя, так как положение со временем может ухудшиться (и в самый неподходящий, как правило, момент), приводя к плачевным результатам, а возможно, и к ДТП. Так что, не стоит «затягивать ситуацию», а попытаться поскорее разобраться с возникшей проблемой.
Регулировка кулисы
В первую очередь, необходимо попробовать регулировку привода (если он, на быстрый взгляд, находится в рабочем состоянии). Кстати, часто новички-водители по неопытности думают, что вышла из строя вся коробка передач, а дело-то всего лишь в кулисе. Но для этого нужно хотя бы знать, что такое кулиса в автомобиле! Далее – включаем (даже если плохо получается, то можно при выключенном движке воткнуть, а затем завестись, и машина поедет) первую скорость и взбираемся на эстакаду или подъемник.
Ставим авто на ручной тормоз, кладем под колеса противооткаты (на яме или эстакаде). Глушим движок, не выключая передачи. Затем – смещаем рычаг переключения влево, насколько это возможно. Возвращаемся под авто и затягиваем хомут. Иногда бывает нужно всего-то сместить запчасть относительно карданного вала всего на миллиметры, и ваша КПП снова отлично заработает!
Кулиса в автомобиле — скрытый механизм со скрытыми особенностями
Не каждый начинающий автолюбитель знает, что представляет собой кулиса КПП, где она находится и какие функции выполняет. Однако этот элемент является важным для функционирования коробки передач, поэтому знать о его устройстве должен каждый автомобилист. О том, что такое кулиса в коробке переключения передач, как происходит ее регулировка и когда нужна замена — читайте ниже.
Общие сведения
Водители ошибочно полагают, что кулиса коробки переключения передач — это рычаг КПП, который расположен справа от водительского сидения. Такую версию можно увидеть на некоторых интернет-ресурсах. Но уверяем, что это не так. О чем расскажем далее.
Устройство кулисы авто
Понятие
Что это такое? Кулиса коробки передач представляет собой многосоставное устройство, предназначение которого заключается в связывании селектора (рычага КПП) и шток, который подводит непосредственно к КПП. Эта деталь, а именно ее задняя часть расположена между селектором и коробкой переключения передач и находится под днищем. Иными словами, кулиса представляет скрытый механизм, находящийся рядом с карданным валом или под селектором.
И хотя кулиса коробки переключения передач имеет высокий ресурс эксплуатации, ее выход из строя возможен. Автомобилисты могут не менять этот компонент на протяжении 100 тысяч километров пробега, но иногда возникает необходимость его замены. Это происходит в результате попадания в систему грязи, влаги или пыли. Износ кулисы возможен при недостатке или отсутствии смазочных материалов или по иным причинам.
Устройство
С тем, что такое кулиса в коробке передач автомобиля разобрались. Теперь поговорим об устройстве этого механизма. Конструкция и устройство компонента напрямую зависит от производителя и марки авто. В результате того, что разные автомобильные концерны хотят добиться модернизации и оригинальности коробок передач в авто, устройство элементов может различаться.
Соответственно, универсального варианта устройства элемента нет, но можно рассмотреть все компоненты, которые используются при производстве узла:
- селектор коробки переключения передач автомобиля, то есть по простому — рычаг;
- система тяги выбора скорости при необходимости переключения;
- так называемый палец вилки системы выбора необходимых скоростей;
- устройство, представляющее собой фиксатор того самого пальца;
- вилка механизма, является неотъемлемым элементов;
- сальник вилки.
Все компоненты, описанные выше, соединены между собой. Они отвечают за то, чтобы селектор коробки передач мог включить скорость в необходимом положении.
По своим видам кулисы подразделяются на:
Принципиальных различий у механизмов нет. Разница заключается только в том, что у длинноходных кулис скорость включается дольше, буквально на долю секунды, чем у короткоходных. Ход кулисы определяет ход рычага коробки. По мнению автомобилистов, короткоходные механизмы считаются спортивными и с их использование можно добиться лучшей динамики авто. Это не правда, на динамику кулиса не влияет.
В каких случаях необходимо производить замену?
В большинстве транспортных средств такой механизм, как кулиса, является достаточно надежным, обычно не нуждающимся в ремонте или замене. Но все-таки замена кулисы необходима, если она низкокачественная или уже отработала свой ресурс службы. Такая проблема может возникнуть даж у владельца дорогой иномарки. Как же понять, что замена кулисы в автомобиле необходима?
Спешим заверить, что эти проблемы прочувствуете сразу, но все-же их перечислим:
- значительно увеличился люфт селектора коробки передач;
- появились определенные трудности непосредственно с переключением скоростей (рычаг попросту не включается) либо в процессе переключения стали появляться посторонние звуки;
- передачи на КПП переключаются, но тяжело, для этого приходится прикладывать усилия;
- если скорости переключаются некорректно, то есть вместо одной включается другая;
- если скорости не включаются, возможно, из пяти передач сможете включить только одну или две.
Что касается появившегося люфта, то вопрос требует отдельного внимания. Поначалу, когда он только появился, это никак не повлияет ни на работу коробки передач, ни на скорость движения. Поэтому автомобилисты игнорируют данную проблему.
С люфтом долго ездить не стоит, поскольку со временем эксплуатации состояние его только ухудшится.
Это может привести не только к поломке, но и к аварии. Поэтому проблеме люфта следует уделить внимание. И не запускать эту проблему.
Регулировка кулисы
Теперь плавно подошли к такому вопросу, как регулировка кулисы. Всегда можно прибегнуть к замене компонента, в таком случае сможете быть уверены, что в ближайшем будущем проблема больше не потревожит. Не всегда замена является выходом. Регулировка кулисы необходима, если уверены, что в отрегулированном состоянии она сможет прослужить долго.
Как происходит процесс.
- Для начала попробуем осуществить регулировку компонента с использование задней передачи. Для этого включите заднюю передачу и ослабьте хомут. Кроме того, потребуется также выставить селектор коробки переключения скоростей в такое положение, в котором он должен находиться при включенной передаче заднего хода.
- Когда эти шаги выполнены, хомут агрегата можно затянуть обратно.
- На этом процесс регулировки можно считать завершенным, в 99% случаев эта процедура позволяет решить проблему некорректного включения скоростей.
Но есть еще один метод. Данный способ актуально использовать, когда не можете переключиться на заднюю передачу.
Потребуется осуществить все действия, связанные с регулировкой первой скорости:
- Рычаг КПП выставить на первую скорость.
- Хомут кулисы, как и в предыдущем случае, ослабляется. Если не знаете, где расположен данный хомут в транспортном средстве, порекомендуем изучить сервисный мануал к авто. Там может быть наиболее точно указана информация по этому поводу. Если мануала нет или по каким-то причинам информации нет в нем, необходимо залезть под днище авто, чтобы обнаружить хомут.
- Когда хомут ослаблен, привод кулисы необходимо провернуть против часовой стрелки. Проворачивать привод необходимо, пока селектор коробки передач не упрется в пластмассовый стопор задней скорости. Почувствуете это сразу.
- Когда рычаг уперся в стопор, нужно пробраться под днище и затянуть хомут. Так заканчиваете процедуру регулировки механизма в авто.
В процессе нет ничего сложного, подробнее о механизме можно узнать из фото. Придерживайтесь всех действий, указанных в инструкции, и сможете все проделать сами. Но если не уверены, что это решит проблему, то лучше обратиться к специалистам. Возможно, они смогут осуществить качественную диагностику и при необходимости заменить механизм.
Фотогалерея
Видео «Регулировка узла на Дэу Сенс»
Автомобильная кулиса: что это, как устроена, признаки неисправностей и самостоятельное регулирование
Каждый автомобилист должен знать элементарное устройство своего автомобиля. На курсах вождения предоставляется сжатая информация, при этом, многие моменты оказываются упущенными. Например, не рассматривается кулиса коробки передач. Ввиду этого, у многих автомобилистов складывается ошибочное мнение относительно этой важной детали в конструкции автомобиля. Такую ситуацию нужно немедленно исправлять.
Что такое кулиса в коробке передач автомобиля
Вы считаете, что кулиса в автомобиле — это обычный рычаг, при помощи которого осуществляется удобное переключение передач? Должны вас огорчить, но это не так. Нам есть о чём поговорить, изложенная ниже информация будет очень полезной для вас.
Кулисой мы называем тягу привода управления коробки передач. Эта деталь в устройстве авто является составной, сложной и многокомпонентной. Она обеспечивает связь между рычагом переключения скоростных режимов и штоком. Связующий механизм в коробке передач сложно рассмотреть или потрогать, поскольку располагается он между рычагом и коробкой передач, фактически, под днищем автомобильного кузова. В некоторых случаях для этого механизма отводится место возле карданного вала, также он может находиться под рычагом переключения скоростных режимов.
Что такое автомобильная кулиса, надеемся, понятно каждому. И больше никто не будет путать её с рычагом для переключения скоростей автомобиля. А мы продолжаем углубляться в эту тему и переходим к следующему вопросу.
Устройство механизма
Кулиса в механике часто видоизменяется, становится более надёжной, инновационной и современной. Тем не менее, общие основы её устройства остаются неизменными. Устройство кулисы в КПП выглядит следующим образом:
- рычаг для переключения скоростных режимов авто;
- тяга, которая обеспечивает возможность выбора передач;
- палец вилки выборного механизма;
- фиксирующее устройство для пальца;
- вилка и сальник.
Изучаемая нами деталь имеет сложное устройство, которое скрыто от глаз водителя. Потому ей уделяется так мало внимания, и часто неопытные водители игнорируют нарушения в работе механизма.
Признаки неисправностей кулисы
Ежедневно она подвергается нагрузкам, для выдерживания которых нужна высокая прочность, выносливость и долговечность. И всё же, проблемы с этой деталью не являются редкостью. В среднем, кулисы КПП хватает на 100 тыс. км. В редких случаях механизм может продержаться 200 тыс. км, встречаются случаи исправной работы на протяжении 300 тыс. Не стоит надеяться на свою удачу, лучше прислушиваться к работе устройства внутри КПП и реагировать на каждое изменение.
Проблемы чаще всего возникают из-за низкого содержания смазочных веществ внутри механизма, попадания воды, пыли и мусора. Как бы там ни было, нужно своевременно выявлять наличие неисправностей кулисы КПП и безотлагательно выполнять ремонт. О наличии проблем в работе механизма можно узнать по ряду признаков:
- Увеличенный люфт на ручке коробки передач особенно заметен при нейтральном положении.
- Проблемное переключение скоростей, которое может сопровождаться хрустом, тугим ходом рычага и прочими сложностями.
- Неправильное включение скоростей, которое не соответствует выбранному положению.
Ни одна из этих проблем не должна игнорироваться. При возникновении хоть малейшего подозрения на неисправное состояние кулисы необходимо сразу же проводить диагностику. В ходе диагностики станут понятными дальнейшие действия автомобилиста: регулирование механизма или его замена. Если проблемы будут игнорироваться, то в процессе движения транспортного средства устройство может сорваться, что станет причиной ДТП.
Самостоятельная регулировка кулисы
При возникновении проблем с механизмом кулисы КПП не нужно спешить выполнять его замену. Нередко спасти ситуацию может простое регулирование. Эта процедура несложная, потому может быть выполнена без привлечения специалистов. Существует два способа выполнения регулировки кулисы:
- При выборе задней передачи нужно ослабить хомут, выставить рычаг в идеальное положение, которое будет соответствовать выбранной скорости. В таком положении хомут затягивается и можно проверять работу устройства.
- Первая скорость для регулирования механизма выбирается часто при невозможности включения задней передачи. Активируем первую скорость, ослабляем хомут, вращаем привод против хода часовой стрелки пока рычаг не упрётся в фиксатор задней передачи. В таком положении затягиваем хомут.
Это общие правила проведения регулировки кулисы. В зависимости от разновидности механизма процесс регулирования может отличаться. Потому перед началом работ нужно изучить инструкцию своего автомобиля и действовать в соответствии с рекомендациями производителя.
Сегодня было рассказано, что такое кулиса в коробке МКПП, изучено её устройство и признаки, по которым могут быть определены неисправности. Нельзя запускать состояние этой детали ТС, поскольку многие человеческие жизни могут оказаться в опасности.
Что такое кулиса в коробке передач, где находится и для чего она нужна?
Посещая уроки водительского мастерства, вы наверняка помните, сколько времени уделялось изучению строения машины. Базовые знания, безусловно необходимы, но в попытках уместить курс в сжатые временные рамки, инструкторы часто забывают о, на первый взгляд, не столь важных вопросах. Понять тип, функционал и разобраться в конструкции такой составляющей как кулиса в коробке передач могут далеко не все, по причине незнания самого его существования. Попробуем разобраться с этим устройством более подробно.
Что такое кулиса в коробке передач
Для начала, следует разобраться, что такое кулиса, какая её функциональная важность и для чего нужна кулиса в коробке передач. Отвечая на первый вопрос, следует уточнить, что точное техническое название звучит как «тяга привода управления коробки передач». По ошибочному предположению многих, её часто называют как рычаг переключения передач. Однако, кулиса КПП – это многосоставная конструкция, функциональным предназначением которой является связывание рычага-переключателя со штоком, подводящим к коробке передач.
Из этого утверждения следует, что конструкция запчасти сама по себе является достаточно сложным механизмом, а сама кулиса в коробке передач выполняют соединяющую функцию рычага с КПП. В современных автомобилях эту деталь размещают под днищем (достаточно близко к карданному валу), а в автомобилях постарше её можно увидеть непосредственно под самой коробкой передач.
Как и любое другое устройство, кулиса в МКПП имеет свойство изнашиваться. Запас прочности всего механизма часто определяют этими самыми небольшими деталями, а значит, что неисправность хотя бы одной из составляющих ведет к потере первоначальной работоспособности. Поломки чаще всего связаны с длительным эксплуатационным сроком, попадания дополнительных элементов в систему (пыль, влага), или же недостаточно бережное отношение к самой КПП.
Устройство механизма
С током времени, автомобильные производители в корне меняют особенности КПП собственных машин. Постоянно появляются новые типы роботизированных коробок передач, особой активность пользуются КПП с двумя сцеплениями. Прогресс МКПП также не стоит на месте, и такое стремление к модернизации часто создает настоящую проблему для автотехников и любителей покопаться в собственном автомобиле.
Благодаря такому широкому выбору доступных МКПП, конструкция самой кулисы в коробке передач свойственна к постоянному видоизменению. Для того чтобы упростить задачу, мы используем обобщенно-ориентировочный тип рассматриваемого устройства.
Основные составляющие, которые входят в состав кулисы КПП:
- Рычаг коробки передач
- Тяга передач
- Вилка + палец вилки
- Фиксатор сальника
Кроме того, условно в состав кулисы входят такие составляющие как: трос, пружина и сам корпус (либо основа). Сложенная, настроенная работа этих деталей позволяет переключать режимы скоростей в заранее отведенных на КПП положениях.
Признаки неисправностей кулисы
Несмотря на отменную надежность этой конструкции, как и любая другая деталь сложно работающего механизма (кулиса при работе подвергается постоянным физическим воздействиям, как от водителя, так и от самого автомобиля), она требует постоянной профилактики и бережного ухода. В противном случае, часто могут возникать нежелательные последствия, приводящие к поломкам и проблемам. Разберем наиболее вероятные из них:
- расшатанность ручки переключения передач (повысился люфт рычага);
- трудность переключение передач (туго идет рычаг, «хрустит» при смене положения);
- невозможность включения (например, включить 6-ю передачу);
- ошибочное переключение (вместо 3-й включается 5-я, и т.д.).
В отличии от последних троих, первая проблема (люфт) не влияет на скорость переключения, и вообще никак не влияет на работу КПП. Однако, то что сейчас доставляет лишь дискомфорт, может «перерости» в серьезные проблемы. Затягивание с ремонтом в таких ситуациях ни к чему хорошему не приводит, а неожиданная поломка может случится в самый неподходящий момент.
Самостоятельная регулировка кулисы
Частой ошибкой всех начинающих автолюбителей является понимание собственной проблемы. Малейшие неисправности коробки передач, они связывают с глобальными проблемами и готовятся к полной замене системы. Однако, часто случается, что небольшие вмешательства, а именно правильная и профессиональная регулировка кулисы является необходимым решением по устранению возникшей неисправности.
Для начала следует начинать с регулировки (настройки) используемого привода. Проводить его нужно предварительно убедившись в работоспособности. На первой скорости заезжаем на эстакаду, либо схожее по типу возвышение. При возникновении проблем с переключением (описанных ранее), попробуйте осуществить необходимые действия при выключенном двигателе.
Находясь на ручном тормозе, предварительно подставив противооткаты, начинаем предварительную регулировку. При выключенном моторе, но не выключенных передачах смещаем рычаг влево до максимально возможного положения. Затягиваем хомут под авто. Часто бывает, что хватает всего лишь несколько миллиметров по отношению к карданному валу для необходимого смещения.
Другим вариантом профилактики и предотвращения проблем является удаление инородных элементов с механизма (влаги, пыли, попавшей грязи) и смазывание деталей. Кулиса в коробке передач, как и любая другая деталь требует смазку. Но чем смазать кулису? Особых предпочтений не имеется. Подойдет обычная смазка для автомобильных запчастей. Главное не переборщить.
Что такое кулиса КПП?
При движении на автомобиле водитель управляет сразу несколькими узлами и всем авто. Для этого в салоне установлены элементы управления – руль, которым изменяется направление движения, педали газа (меняют обороты двигателя) и тормоза (для замедления движения и остановки).
В моделях, укомплектованных механической коробкой передач, дополнительно есть педаль сцепления (для разъединения КПП с мотором) и рычаг коробки передач, при помощи которого производится включение требуемой ступени. В машинах с автоматическими коробками педали сцепления нет за ненадобностью, а рукоятка рычага переключения заменена на селектор, которым делается выбор режима движения.
Как осуществляется управление КПП?
Конструкция механизма смены скорости на коробках передач механического типа зависит от компоновки авто. Ранее двигатель вместе с КПП располагался продольно и получалось так, что сама коробка размещалась под авто. Поэтому механизм переключения передачи состоял только из одного рычага, один конец которого играл роль штока для перемещения ползунов с вилками в коробке. Фиксация рычага осуществлялась при помощи имеющего наплыва в виде шара, который зажимался между втулками в корпусе, установленном на картере коробки. Благодаря этому обеспечивалось подвижное соединение – рычаг двигался в разные стороны, но его невозможно вытянуть из корпуса.
Работа такого механизма передачи очень проста: водитель, наклоняя рычаг в сторону, устанавливал шток в проточку на вилке КПП, зафиксированной на ползуне. Затем, смещая рукоятку вперед или назад, штоком передвигал ползун с вилкой, вводя в зацепление шестерни, то есть включал необходимую передачу.
Такие механизмы переключения передач использовались на автомобилях ВАЗ классического семейства.
Сейчас большинство автомобилей имеют поперечную компоновку двигателя и КПП. Эти механизмы полностью размещены в подкапотном пространстве. Использование такой конструкции привело к необходимости задействования дистанционного механизма переключения.
Такой механизм состоит из системы тяг и рычагов, который получил название «кулиса КПП». Кулиса переключения передач используется на авто с поперечным расположением мотора. На Шевроле Нива двигатель с коробкой передач стоит продольно, они вынесены вперед и установка прямого рычага невозможна, поэтому конструкторы и использовали кулису. Такой механизм управления встречается и на авто с автоматической коробкой.
Устройство кулисы на примере ВАЗ-2110
Конструкций кулисы – множество. Каждый автопроизводитель устанавливает на кулису со своими конструктивными особенностями. Но какое бы устройство этот механизм не имел, задача у него одна – обеспечить управление коробкой передач. При этом механизм должен передать усилие на ползуны в КПП, а еще и предотвратить возможное включение двух передач одновременно (при определенных условиях это возможно).
Самая простая конструкция кулисы переключения скоростей включает в себя тягу, посредством которой соединяется шток в коробке передач и рычаг-рукоятка, установленный в салоне. При этом практически всегда на конце рукоятки имеется сферический наконечник, который обеспечивает подвижное крепление.
Для примера рассмотрим полную конструкцию кулисы автомобиля ВАЗ-2110. Основные элементы кулисы:
- шток переключения передач с валом;
- механизм выбора передач;
- тяга переключения передач;
- карданный шарнир;
- рукоятка КПП с шаровой опорой;
- реактивная тяга;
- резинотехнические и уплотнительные элементы (втулки, сальники, пыльники, защитные чехлы);
- соединительные элементы (хомуты, болтовые соединения);
Вся конструкция выглядит так: вал вместе со штоком и механизмом выбора передачи входит в конструкцию коробки.
Тяга переключения передач проходит под днищем авто и соединяется с валом штока через карданный шарнир. Его задача – предотвращение колебания тяги (и рукоятки, установленной в салоне соответственно), которые образуются в результате вибрации двигателя и КПП.
Указанная тяга имеет изгиб со стороны крепления к рычагу, поэтому конец ее заходит в салон, через отверстие в днище. К рычагу она крепится при помощи вилки, сделанной на конце. Соединение между ними – не жесткое.
При помощи корпуса шаровой опоры рычаг прикреплен к кузову. Дополнительно к корпусу подходит реактивная тяга, тянущаяся под днищем и ведущая к коробке передач, где она фиксируется. В задачу этой тяги входит сохранение положения рычага КПП в заданном положении и предотвращение его вибрации из-за колебаний двигателя и коробки.
Выше описан только один вариант конструкции кулисы коробки передач. На авто можно встретить разные по устройству механизмы переключения, которые в составе могут иметь несколько тяг, взаимодействующих между собой посредством рычагов. Такие кулисы переключения скоростей используются на авто, у которых рукоятка в салоне в значительной мере смещен относительно КПП.
Не обязательно, чтобы элементы кулисы проходили под авто. На той же Нива Шевроле кулиса короткая и располагается в салоне, но ее не видно, поскольку она скрыта облицовкой.
Основные неисправности
Кулиса – система сравнительно надежная из-за простоты конструкции, да и особых подвижных элементов у нее нет, а диапазон передвижения составляющих небольшой.
- Но все же проблемы с кулисой бывают. Чаще они сводятся к появлению люфтов в местах соединения из-за износа. Износу подвергаются:
- шаровая опора;
- карданный шарнир;
- втулки в месте соединения тяги с рычагом.
Все эти элементы – подвижны, и недостаток смазки, попадание внутрь пыли и грязи приводит к износу контактируемых поверхностей.
На работоспособность КПП или двигателя люфты в механизме управления никак не влияют. Единственное – значительно ухудшается управление коробкой. Из-за этих люфтов:
- Рычаг свободно «болтается».
- Сложно включаются передачи.
- Слышен скип при перемещении рукоятки.
- Невозможность включения требуемой скорости.
Зачастую в таких проблемах «виновата» кулиса. Сложность ремонта узла зависит от его конструктивных особенностей. Необходимо найти причину плохо работающего механизма.
Регулировка и ремонт
Бывает так, что в процессе эксплуатации хомут, зажимающий тягу на шарнире, послабляется из-за чего происходит разрегулировка. Отрегулировать же кулису передач несложно. Для этого необходимо:
- Установить на КПП нейтраль (на некоторых авто нужно включить конкретную передачу).
- Ослабить хомут тяги.
- Установить правильную позицию рукоятки в салоне (на определенных моделях имеются установочные отверстия, позволяющие зафиксировать рычаг в нужном положении).
- Хорошо зажать хомут.
Это общая технология регулировки. Для выполнения операции на определенной марке авто необходимо узнать все особенности проведения работ.
Если регулировка не помогла, придется делать глубокую ревизию состояния кулисы для выявления изношенных элементов из их замены. Отремонтировать механизм включения можно двумя способами: купить ремкомплекты и восстановить штатный механизм или просто его заменить в сборе.